Адрес:

0141, Грузия, Тбилиси,
пр-т Д. Гурамишвили, 84





Русский
почта
карта сайта

МОНОПОЛИЯ В ОПАСНОСТИ (Ведомости)

Октябрь 2006.


 

Росжелдор предлагает выделить из РЖД грузоперевозки
Нашелся чиновник, посягнувший на монополию "Российских железных дорог" в сфере грузовых перевозок.
Глава Росжелдора Игорь Ромашов предлагает в 2010 г. передать большую часть грузового парка РЖД обособленной госкомпании, а не отдавать его новой "дочке" РЖД. В РЖД посчитали, что с такой реформой госкомпания потеряет свыше $6 млрд к 2009 г.
100%-но государственное ОАО "РЖД" в 2005 г. перевезло 1,3 млрд т грузов и 1,5 млрд пассажиров. Выручкапо МСФО в 2005 г. - 749 млрд руб., чистая прибыль - 114 млрд руб.
Все предложения Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор) сформулировало в документе  "Реформирование  рынка  железнодорожного  транспорта"  (копия  его  есть  у  "Ведомостей"). Предлагается в 2010 г. выделить из РЖД 100%-но государственную Федеральную перевозочную грузовую компанию (ФПГК) - перевозчика, который получил бы грузовой парк РЖД. До ее создания основной частью грузоперевозок должна заниматься специальная дирекция госмонополии. Сейчас перевозчиком  может называться только  РЖД: только она  продает услуги локомотивной тяги. Остальные компании, в том числе "дочки" РЖД, зарабатывают на сдаче вагонов в аренду и называются операторами.
У РЖД - свой план. ОАО "Грузовая компания РЖЦ" должно быть создано в 2007 г. как обычный оператор и 100%-ная "дочка" РЖЦ. Монополия планирует передать ей 531 914 грузовых вагонов (почти 80% парка) на 171 млрд руб. и 1,8 млрд руб. живых денег. По оценке Morgan Stanley, капитализация новой "дочки" составит $6,4-8,9 млрд. В 2008-2009 гг. РЖД рассчитывает провести ее IPO, разместив до 49% акций.
Росжелдор считает, что оставлять основной  поток грузоперевозок в ведении РЖД не следует:  новая
компания должна работать в общегосударственных интересах, а не в интересах материнской компании. Новые  грузовые "дочки" у РЖД должны  появиться только  на  базе специализированного  парка - как "Рефсервис" и "Трансконтейнер".
Росжелдор считает, что еще до создания ФПГК должно появиться несколько перевозчиков - поэтому уже с 2007 г. следовало бы разрешить всем частникам продавать услуги локомотивной тяги (в частном парке около   100  локомотивов).  А чтобы   простимулировать  частников,  тариф для   РЖД  и   ее  "дочек"   надо зафиксировать, а частникам установить коридор тарифа, но так, чтобы он был ниже, чем у РЖД.
Суть модели Росжелдора - создать конкурентный рынок перевозок, поэтому в 2007 г. и не стоит выделять Грузовую компанию, объяснил Игорь Ромашов. По модели Росжелдора уже к 2010 г. частные компании должны занять минимум 10% на рынке услуг по предоставлению локомотивной тяги, а к 2015 г. - 30%.
Частники  Ромашова  поддерживают.  Еще  в  июне  сразу  несколько  операторов  -  Новая  перевозочная компания, Независимая транспортная компания, "Трансгарант" и "Трансойл", гендиректором которой тогда был Ромашов, просили Минтранс допустить частников на рынок перевозок. Как и РЖД, частники будут обязаны предоставлять локомотивы всем, никому не отказывая, но и на это частные операторы готовы даже  без тарифных скидок, уверена председатель совета директоров Дальневосточной транспортной группы Раиса Паршина. Бесспорно и то, что Грузовая компания не должна зависеть от РЖД, добавляет она. Представители РЖД возмущены такими предложениями. Рынок совершенно не готов к тому что на нем появятся несколько перевозчиков, уверен старший вице-президент РЖД Федор Андреев Особый вопрос может возникнуть с экспортными перевозками, ведь во всех соглашениях со странами СНГ присутствует только национальный перевозчик - РЖД добавляет советник Андреева Алексей Тайчер. Источник, близкий к РЖД подсчитал, что на тарифных послаблениях для частников монополия будет терять около 47 млрд руб. в год Еще $3-4 млрд РЖД потеряет, лишившись будущего IРО Грузовой компании, провести которое планирует в 2008 г, говорит Андреев.
Предложение Росжелдора и план реформы от РЖД вчера рассматривала межведомственная комиссия под руководством министра транспорта Игоря Левитина. Еще одну модель составила Федеральная служба по тарифам (ФСТ). Она почти полностью совпадает с планом РЖД - создать единую "дочку" - Грузовую компанию и оставить сборы за локомотивы только за РЖД, говорят Ромашов и чиновник ФСТ. Все модели комиссия лишь приняла к сведению, и в течение месяца на их базе будет создана одна под руководством замминистра транспорта Александра Мишарина. Вчера он заявил "Ведомостям", что ни план РЖД - ФСТ, ни план Росжелдора в их сегодняшнем виде не отвечают всем целям реформы и оба требуют доработки. До сих пор чиновники практически не правили планы реформы отрасли, разрабатывавшиеся МПС и РЖД. Так что инициатива Росжелдора - первый за многие годы выпад против монополии, констатирует ректор РЭШ Сергей Гуриев. Но директор департамента ФБК Игорь Николаев не видит выгод в "раздвоении" РЖД. Наоборот, если отделить от нее грузовую компанию, рынок столкнется с эффектом "каскадов монополий", что увеличит издержки грузоперевозчиков, предупреждает экономист.



Комментарии посетителей

Комментариев к этой статье еще нет.

Вы можете первым добавить свой комментарий к этой статье. Форма добавления комментариев находится ниже



Ваше имя:

Заголовок комментария:

Осталось симв.:
Текст:

Введите текст с картинки:




Он-лайн переводчик

ЖелезМПЎПрПжМПе кПльцП РОССΊ#65533;ЙСКΊ#65533;Е ЭЛЕКТРОПОЕЗДА ΠейтОМг@Mail.ru à ­åŠªíŒíœ¥ó±©ªížºí° title=