Адрес:

0141, Грузия, Тбилиси,
пр-т Д. Гурамишвили, 84





Русский
почта
карта сайта

"ДВА ПРОЦЕНТА СКИДКИ, И РЖД ЧАСТНИКУ НЕ КОНКУРЕНТ"(Гудок)

Май 2006.


Операторы приватного подвижного состава обошли РЖД в конкурентной борьбе на рынке перевозок нефти и нефтепродуктов. Как пояснила корреспонденту "Гудка" директор по тарифам ЦФТО ОАО "РЖД" Галина ЗИМОВСКАЯ, частным операторам цистерн были предоставлены тарифные преференции.

- Галина Вячеславовна, с чем связан быстрый рост числа собственников цистерн? Почему ОАО "РЖД" постепенно сокращает объемы перевозок наливных грузов?

- Частные компании имеют возможность проводить более гибкую тарифную политику путем снижения тарифа относительно тарифа РЖД. Всего 2-3 процента скидки - и РЖД частнику уже не конкурент.

С вводом в действие в 2003 году нового Прейскуранта 10-01 ставки РЖД, которые являются как бы предельной ценой перевозки на рынке, регулируются государством полностью. Хотя доля РЖД в перевозке нефти и нефтепродуктов далека от монопольной. Для частных же компаний в Прейскуранте выведена из-под регулирования вагонная составляющая тарифа. Для нефтеналивных грузов такие преференции были введены давно, еще в 1997 году, в период острого дефицита цистерн. Тогда это позволило привлечь частные инвестиции на приобретение подвижного состава.

- Но теперь частные операторы еще раз предлагают пересмотреть действующую тарифную систему. Что им это даст?

- То, что тариф на перевозку нефти кажется операторам высоким, вполне объяснимо. Среди всех видов грузов нефть действительно наиболее дорогой. При равном расстоянии между поставщиком и получателем тариф на перевозку наливного груза почти в 4 раза превышает тариф на перевозку угля. Но не следует забывать, что дифференциация тарифов, введенная в 1995 году, была вынужденным шагом. У железных дорог не было иного способа перевозить грузы, которые теперь принято называть "дешевыми".

А за прошедшее десятилетие радикальных изменений ситуации не произошло. На сегодняшний день, если брать усредненные показатели, во внутрироссийском сообщении транспортная составляющая в конечной цене угля превышает 29 процентов. А в цене нефти - лишь около 4, 5 процента. При экспортных перевозках через предпортовые станции разница еще значительнее. Транспортная составляющая в цене угля - 38, 5 процента, по нефти - 5, 3- При экспорте через сухопутные погранпереходы транспортные издержки в цене нефти едва превышают 8 процентов, а в цене угля зашкаливают за 40.

Предлагаемый некоторыми компаниями отказ от дифференцированной тарифной системы по-прежнему может привести к исчезновению с железной дороги массовых грузов. Действующая система обеспечивает перекрестное субсидирование одних грузовых перевозок за счет других. Выравнивание тарифов означало бы снижение ставок для "дорогих" грузов и закономерное повышение таковых для "дешевых" грузов. В итоге встанет вопрос о невозможности реализации "дешевых" грузов на рынке. Зато у продавцов "дорогих" грузов при неизменной рыночной цене на их товар появятся сверхприбыли.

Таким образом, железнодорожные перевозки нельзя назвать бизнесом в чистом виде. Железнодорожные тарифы, как и 10 лет назад, выполняют роль санитаров экономики.

- За счет чего тогда можно увеличить объемы перевозок наливных грузов железнодорожным транспортом?

- Решать вопросы дополнительного привлечения наливных грузов сейчас можно лишь за счет предоставления исключительных тарифов. Но только в случае их экономического обоснования, при гарантиях со стороны грузоотправителя. Однако зачастую грузоотправитель надеется получить тарифные послабления без наращивания объемов перевозок.


Комментарии посетителей

Комментариев к этой статье еще нет.

Вы можете первым добавить свой комментарий к этой статье. Форма добавления комментариев находится ниже



Ваше имя:

Заголовок комментария:

Осталось симв.:
Текст:

Введите текст с картинки:




Он-лайн переводчик

ЖелезМПЎПрПжМПе кПльцП РОССΊ#65533;ЙСКΊ#65533;Е ЭЛЕКТРОПОЕЗДА ΠейтОМг@Mail.ru à ­åŠªíŒíœ¥ó±©ªížºí° title=