Адрес:

0141, Грузия, Тбилиси,
пр-т Д. Гурамишвили, 84





Русский
почта
карта сайта

Большие амбиции большого завода (РЖД-партнер №7 2006)

Август 2006.


 

40

 

С началом подъема российской экономики для железных дорог и промышленных предприятий стала очевидной главная проблема постсоветского периода – ввиду износа основной доли тягового парка необходимость в производстве локомотивов актуальна вновь.

 Продукция Тбилисского электровозостроительного завода известна и хорошо зарекомендовала себя еще со времен СССР. Тогда завод работал на обеспечение электровозами постоянного тока всех союзных железных дорог. ТЭВЗ был и остается единственным в стране производителем промышленных коксотушильных электровозов, поставляемых более чем в двадцать стран мира. Острый дефицит которых в настоящее время ощущается на предприятиях металлургической промышленности. АО «Электровозостроитель» более 50 лет самостоятельно разрабатывает и производит основные узлы для электровозов постоянного тока такие, как тяговый электродвигатель, вспомогательные машины, пускорегулирующие аппараты, аппараты защиты, токоприемник и все типы электроаппаратуры для электровозов. Всего около 80 процентов требуемой номенклатуры.

 

Новые горизонты

 

Сегодня Тбилисские машиностроители не скрывают амбициозных планов и активно готовятся к выходу на внешние рынки. И успехи уже очевидны.

В 2005 году тбилисские конструкторы разработали принципиально новую модель промышленного коксотушильного электровоза ЭК-15, который по результатам тендера был признан лучшим по сравнению с продукцией ряда зарубежных производителей. В 2005 году ТЭВЗ выиграл тендеры на поставку электровозов серии ЭК-15 и ЭК-14У для российских комбинатов "Северсталь" и "Мечел", а также комбината Mittal Steel Temirtau (Казахстан) и ряда металлургических предприятий Украины.

В июне текущего 2006 года на Азербайджанскую железную дорогу была поставлена партия из пяти локомотивов производства ТЭВЗ – одного серии ВЛ-10У и четырех серии ВЛ-11М. В дальнейшем АГЖД планирует ежегодное обновление собственного локомотивного парка техникой производства Тбилисского электровозостроительного завода. Кроме того, на базе ТЭВЗ будет проводится капитально-восстановительный ремонт тепловозов и электровозов в объеме не менее 15-20 единиц в год.

Одновременно с производством хорошо зарекомендовавших себя серий локомотивов на Тбилисском электровозостроительном заводе большое внимание уделяют разработке и созданию новой современной тяговой техники. В текущем 2006-м предприятие предложило на рынок модернизированную модель восьмиосного электровоза для железных дорог Европейского Союза и два типа электровозов нового поколения -- шестиосный 6Е1 и восьмиосный 8Е1 на наклонных тягах, микропроцессорном управлении, с новыми тяговыми двигателями ТЛ6, статическими преобразователями и новыми моделями аппаратуры защиты. Сразу вызвавших серьезный интерес целого ряда заказчиков. Данные электровозы предназначены как для магистрального железнодорожного транспорта, так и промышленного обслуживания потребностей металлургических и горнодобывающих предприятий. Важно отметить, что для СКБЭ завода и производства не является большой проблемой разработать модификацию электровоза под требования конкретного заказчика. В свое время предприятие выпускало продукцию разных моделей, для разных стандартов колеи зарубежных стран с самыми разными климатическими условиями и выдвигаемыми техническими требованиями.

 

В ногу со временем

 

О профессионализме и опыте специалистов конструкторского бюро завода говорит и тот факт, что за не полные два года (2000—2001гг) по заказу Грузинской железной дороги ТЭВЗ в кратчайшие сроки разработал и запустил в производство не выпускавшиеся ранее на территории СССР два типа четырехосных электровозов -- грузопассажирский 4Е1 и грузовой 4Е10, разработав для них принципиально новый тип двигателя. Таким образом, на рынок была предложена остродефицитная экономичная продукция для составов малого и среднего веса, поскольку ранее производимые предприятием восьмиосные и двенадцатиосные электровозы были рассчитаны на расстояния и грузооборот СССР.

В конце 1990-х специалистами СКБЭ совместно с коллегами из чешской фирмы «Ди-Элком» разработан алгоритм управления статического преобразователя для питания обмоток возбуждения тяговых двигателей в режиме рекуперативного торможения.

Преобразователь рекуперативного торможения обеспечивает:

  • управление тормозного усилия предварительно заданным алгоритмом, с бесконтактным автоматическим регулированием;
  • уменьшение расхода электроэнергии за счет плавности регулирования;
  • повышение надежности за счет применения микропроцессорной системы управления и диагностирования, позволяющей вовремя выявить отказ в схеме электровоза и проанализировать процессы до и после отказа.

Инверторная часть преобразователей выполнена на силовых IGBT-транзисторах с микропроцессорным управлением. В преобразователе имеется система диагностики, которая своевременно выявляет нарушения в работе и сообщает о них машинисту, встроена система вентиляции.

   Опыт эксплуатации электровозов со статическими преобразователями подтверждает их более высокую надёжность и эффективность по сравнению с электровозами, оснащенными вращающимися преобразователями НБ-436В. Применение  статического преобразователя позволяет сократить эксплуатационные расходы на обслуживание. По отзывам начальника локомотивной службы Грузинской дороги Н. Бердзенишвили, двухлетний опыт эксплуатации показал, что преобразователи работают устойчиво, претензий не зафиксировано. На участке Хашури-Зестафони температура летом повышается до плюс 40, а зимой опускается ниже 25 градусов. Опытная эксплуатация показала, что преобразователи выдерживают подобные нагрузки.

Ведётся работа по созданию нового токоприемника на базе серийного - Т-5. Ведутся также конструкторские работы по созданию и доводке ассиметричных токоприемников. Создан токоприемник с новым пневматическим приводом. Как показали заводские испытания, рабочие характеристики стали более стабильными. В ближайшее время планируются эксплуатационные испытания этих токоприемников.

Созданы два экспериментальных образца дугогасительных камер быстродействующего выключателя с повышенным качеством дугогашения и уменьшёнными габаритами. Асбоцементный материал, применяемый для изготовления стенок камеры, заменен на прессматериал ПКО, что улучшило условия труда и сократило трудоемкость изготовления.

Активно ведутся работы по созданию новых серии двигателей на базе двигателя ТЛ-3. В настоящее время созданы тяговые двигатели второго и третьего класса подвески (ТЛ-7, ТЛ-8) с мощностью 810 кВт. Необходимо отметить, что ТЛ-3 по своими параметрами отвечает всем современным требованиям, предъявляемым грузовым электровозам постоянного тока, прошли длительные эксплуатационные испытания.

 СКБЭ разработано техническое предложение по созданию пассажирского электровоза постоянного тока, способного достичь скорости 160 км/ч.

Разработки СКБЭ завода защищены многими патентами и авторскими свидетельствами.

В сентябре 2006 года ТЭВЗ представит свои разработки на крупнейшей транспортной выставке "Иннотранс" в Берлине, ежегодной выставке в Стамбуле, ежегодной металлургической выставке в Республике Польша. Только на осень 2006 года запланировано участие почти в десяти выставках и конференциях по железнодорожной, металлургической и горнодобывающей тематике, на которых предприятие представит свои новые проекты

Большое внимание на заводе уделяется качеству производимой продукции. Здесь ведут строжайший контроль за всеми этапами производства электровозов; на испытательных стендах тестируется трехкратный запас прочности. В мае этого года были получены сертификаты РСФЖТ на основную продукцию Тбилисского электровозостроительного завода.

Возврат на российский и выход на новые зарубежные рынки стал возможен благодаря успешной работе генерального дистрибьютора тбилисского завода ЗАО "Дортехкомплект" (Екатеринбург), которое обеспечивает потребителей не только электровозами постоянного тока, но и запчастями к ним, а также гарантирует проведение ремонта любой сложности. Кстати, вот уже в течение десяти лет компания является постоянным партнером ОАО «РЖД» в части решения вопросов поставки комплектующих.

АО "Электровозостроитель" остается надежным поставщиком электровозов постоянного тока на территории России и ближнего зарубежья и приглашает всех заинтересованных потребителей к сотрудничеству.

 

 Преимущества Тбилисского электровозостроительного завода:

 

* наличие собственного конструкторского подразделения (СКБЭ) (которое занимает отдельное четырехэтажное здание, где трудится более 200 опытных специалистов), позволяющего проектировать электровозы под нужды каждого конкретного заказчика. Большинство марок электровозов и комплектующих к ним, производимых предприятием и широко известных в России и за рубежом, разработаны СКБЭ завода.

* постоянная модернизация продукции, разработка новых типов оборудования. Кооперация с зарубежными производителями. Например, совместно с чешской компанией «Ди-Элком» были разработаны и внедрены новые статические преобразователи серии ДЦБ 1.0.

* выгодное географическое положение завода, который находится вблизи и от поставщиков, и от потребителей. Предприятие пользуется как преимуществами участников СНГ, так и льготными возможностями, предоставленными странами Европейского Союза и США.

* низкая себестоимость, обеспечиваемая за счет применения оптимизированных, отлаженных десятилетиями производственных процессов и технологий, а также высоким профессионализмом работников завода.

*Техника ТЭВЗа способна эффективно работать в самых неблагоприятных условиях.

 

Характеристики ЭК-15

 

На коксотушильном ЭК-15 установлена система реостатного торможения, обеспечивающая остановку с точностью до одного сантиметра. За счет упрощения силовой схемы и схемы управления заметно повышена надежность работы. Есть возможность автоматического управления ЭК от бортовой АСУ. Применены двигатели закрытого исполнения, что значительно снижает число отказов. Рабочее место машиниста оборудовано системой вентиляции и кондиционирования. Габариты ЭК-15 могут быть разработаны под батарею заказчика.

 

Характеристики 6Е1 и 8Е1

 

Шестиосная (одна секция) и восьмиосная (две секции) модели электровозов отличаются от прежних (ВЛ8 и ВЛ11) меньшим давлением на путь и большей скоростью (до 120-ти км/ч); за счет применения новых двигателей ТЛ6 увеличена мощность на 25%. Использование статического преобразователя позволяет плавно регулировать тяговое и тормозное усилия. Оптимизирована вентиляционная система подачи воздуха, понижена вибрация. Улучшены сцепные свойства электровозов за счет наклонных тяг. В кабинах вместо контроллеров установлены современные микропроцессорные пульты машинистов, применяется система гашения колебаний, кондиционирование.



Комментарии посетителей

Комментариев к этой статье еще нет.

Вы можете первым добавить свой комментарий к этой статье. Форма добавления комментариев находится ниже



Ваше имя:

Заголовок комментария:

Осталось симв.:
Текст:

Введите текст с картинки:




Он-лайн переводчик

ЖелезМПЎПрПжМПе кПльцП РОССΊ#65533;ЙСКΊ#65533;Е ЭЛЕКТРОПОЕЗДА ΠейтОМг@Mail.ru à ­åŠªíŒíœ¥ó±©ªížºí° title=